Учазднег Событий XIII (uchazdneg) wrote,
Учазднег Событий XIII
uchazdneg

Большая Енисейская экспедиция (Хакасия, Тува, Красноярский край): вводное.

Наши туристы пишут отзывы:
Оригинал взят у kuba в Большая Енисейская экспедиция (Хакасия, Тува, Красноярский край): вводное.
Этот сезон активных путешествий приближается к концу. И, на мой взгляд, у него получилось два апогея: в апреле месяце - наше с Л. Большое Кавказское путешествие, а в сентябре – Большая Енисейская экспедиция – десятидневная поездка по Хакасии, Туве и югу Красноярского края вместе с замечательным проектом "Неизвестная провинция". Наверное, это вообще было мое самое далекое путешествие - более 4500 км от Москвы! Путь на самолете до Абакана занимает 4,5 часа, до Красноярска –все 5 часов, а до Кызыла - вообще три года скачи, не доскачешь :)
Скажу сразу, что без группы эту поездку вообще вряд ли удалось бы совершить, тем более, в столь короткие сроки. Даже если оставить за скобками замечательный маршрут, составленный уважаемым uchazdneg по не самому известному и раскрученному с т.з. туризма региону нашей страны, воплотить его в жизнь самостоятельно жителю Центральной России было бы крайне проблематично в силу разных обстоятельств почти непреодолимой силы.
По сложившейся традиции, прежде чем начать долгий и нудный обстоятельный рассказ о поездке, вкратце расскажу о маршруте, объектах, а также некоторых сопутствующих моментах, дабы после на них не отвлекаться.

Что смотрели. Это тот самый редкий случай, когда я, собираясь в поездку, не знала ответа на этот вопрос. Вернее, знала (программки нам прислали заранее), но не очень понимала, что из себя представляют те или иные объекты. По ходу дела, выяснилось, что в Хакасии, которой была посвящена большая часть нашего путешествия, сохранилась масса археологических памятников, начиная с афанасьевской культуры (II тысячелетия до н.э.) и до эпохи енисейских киргизов (до Хв н.э.). Основную их часть составляют курганы, пИсаницы (наскальные рисунки, а вернее, целые композиции) и каменные могильники – чаатасы. Причем, их здесь настолько много, что присланный сюда русским царем Петром I в начале XVIIIв немецкий исследователь Даниэль Готлиб Мессершмидт (первым из европейцев описавший эти земли) считал Хакасию паназиатским некрополем, куда в древности мертвых свозили хоронить чуть ли не со всей Азии.
Несколько курганов сейчас раскопано археологами (в некоторых раскопках принимал участие и возивший нас по Хакасии руководитель местной археологической службы Валерий Порфирьевич Балахчин), но проблема в том, что большинство из них были разграблены еще в древности, так что находки в погребениях оказались небогатыми. Повезло лишь археологам, работавшим на кургане Аржаан-2, что в Туве, – в 2001-2003 годах там случилась археологическая сенсация: удалось обнаружить нетронутое грабителями захоронение тагарских «царя» и «царицы» VIIв до н.э., откуда было извлечено только золотых предметов весом более 20 кг! Сейчас все это богатство можно увидеть не в Берлине (хотя копали курган на немецкий грант), и даже не в Эрмитаже, где изделия реставрировались, а в хорошо охраняемом отделе Национального музея республики Тува в городе Кызыл, куда нам также удалось попасть благодаря расторопности наших организаторов.

Тува сама по себе заслуживает особенного внимания как довольно труднодоступный и чуть ли не самый загадочный регион России, вошедший в состав РСФСР только в 1944 году (до этого времени существовало независимое государство Тувинская народная республика). В 30-е году ХХв в ТНР также боролись с религией и устраивали репрессии, потому, несмотря на давнюю историю буддизма в Туве, старых дацанов здесь не сохранилось (зато остались дореволюционные православные церкви). Кызыл и прочие города Тувы могут заинтересовать своеобразными постройками времен независимости, а также современным религиозным колоритом: наряду с новодельными дацанами и буддистскими ступами в Кызыле существует целая шаманская клиника "Тос-Дээр", куда желающие могут обратиться за исцелением телесным и духовным. К сожалению, Тува еще больше проблемна для самостоятельных путешественников, чем Хакасия. Помимо транспортных и иных инфраструктурных проблем (сюда нет железной дороги, а до ближайшего аэропорта Абакан почти 500 км – причем ехать надо через Саянский хребет, впрочем, сама дорога хорошего качества) добавляется также крайне серьезный вопрос безопасности: Тува считается самым криминогенным регионом Российской Федерации (уровень убийств на 100 000 населения составляет ужасающие 36,9 даже на фоне не слишком приятных 8,7 в среднем по России!). Корень зла, как нетрудно догадаться, - алкоголь, к которому организм местных жителей – представителей коренных народов Центральной Азии - нерезистентен (в силу отсутствия какого там расщепляющего фермента). В принципе, та же проблема есть и у хакасов, и у алтайцев, но эти народы в своих регионах составляют подавляющее меньшинство (например, хакасов в Хакасии всего 15%), а вот тувинцев в Туве – 82%, что, конечно, с одной стороны, не может не радовать, но, с другой, накладывает отпечаток. Это обстоятельство, конечно, заставляло нас вести себя в Туве немного осторожней обычного, что, видимо, было вполне оправдано, - с нашей группой никаких неприятных инцидентов здесь не произошло.


Уйбатский чаатас (IX-XIвв, дословно "камень войны") - могильники эпохи енисейских киргизов - предков и хакасов, и современных тянь-шанских киргизов.


А вот такими, предположительно, были более древние захоронения - курганы тагарской эпохи (VIII-IIвв до н.э.)


Сейчас на местности это выглядит вот так: Барсучий лог - раскопанный курган расцвета Тагарской эпохи (Vв до н.э.).


А вот как, судя по всему, выглядели внутри таштыкские склепы (II век до н. э. — V век н. э.) - это прекрасная и очень наглядная реконструкция из районного музея поселка Шира.


Но большинство курганов в Великой степи не раскопано. Окруженные каменными стелами, они и поныне хранят свои тайны  посреди распаханных полей.


В Туве раскопанных курганов и того меньше. Это один из них - Аржаан-2 (II пол. VIIв до н.э., начало тагарской эпохи), куда менее эффектный на первый взгляд. И надо ж было такому случиться: именно здесь обнаружили нетронутое грабителями "царское" захоронение, где только золотых изделий найдено более 20 кг!

Большая часть этих сокровищ хранится в Национальном музее Республики Тува в Кызыле. Фотографировать там их нельзя, это переснятое изображение навершия шпильки "царицы" из буклета. В действительности навершие шпильки очень маленькое (длина окружности не более 3 см, наверное), тем более удивительно, как тонко сделан этот олень! Нынче это по праву один из символов Республики Тува.


А вот еще один символ Тувы, который в комментариях не нуждается. Тувинцы настолько им гордятся, что даже сложили про него и еще парочку всем известных батыров :) целый эпос, проливающий свет на то, из какого сора как вообще сочинялись подобные вещи во все времена:

  <...Однажды ему стало легко на душе, он провел ритуал девиг, после девяти шагов взлетел на небо в образе Орла,  долетел по лучам утренней зари до херим (русс. забор, кремль)  и спустился он в образе человека богатыря в чугунных доспехах.

  Избранные Синим волком богатыри в хериме-кремле,  увидели, что у него орлиный взгляд, плечи как у быка, руки как у медведя и дали ему  «хуурек» (букы. “лопата”),   словно меч богатыря в сказках и легендах.

  Избранный  Небом,  потомок Синего волока   Эрцих ни – Кол-Ай,   сын  Бору – волка (Борис ) – Главный  волк говорящий  с Луной (ай)  оставил после себя бугатырей   «Пут дазылдыг могэ». Ноги одного из них как корни врастали  в землю, сам же в седло коня. Крепко стоящего борца в народе прозвали «Путтуг могэ» (Путин) Владеющий и миром ( Делегей ээзи).

  Другого бугатура в народе звали  Дидим (Дмитрий) Анаа толдуг  (Анатольевич ) из рода  Адыг (медведь),  потомок первочеловека...>



Новый и еще недоступный для массового посетителя стелариум Национального музея Республики Хакассия в Абакане, обладающий великолепным собранием фантастических окуневских стел (II тысячелетие до н.э.), отражающих сложную космологию этого древнего талантливого народа, о котором, к сожалению, нам мало что известно.


Не берусь утверждать, что эта стела, установленная перед музеем, окуневская - возможно, более поздняя.


Но, пожалуй, самое интересное в Хакасии, на мой взгляд, - это т.н. пИсаницы (расписанные поверхности скал, на которых изображены целые композиции или жанровые сцены). Великолепная Сулекская писаница относится к IX-Xвв, т.е. к эпохе енисейских киргизов.


А это Малая Боярская писаница (рубеж Iв до н.э. и Iв н.э.) с изображением деревянных домов, людей, животных. На протяжении десятка метров изображена масштабная картина жизни целого народа.

Совсем иного рода достопримечательности ждут путешественников в старых русских городах юга Красноярского края, большинство из которых основаны в XVII-XVIIIвв как пограничные остроги по мере продвижения сибирского казачества на юг. Наилучшей сохранностью старой застройки может похвастаться, наверное, Енисейск, основанный в 1619г как казачий острог и долгое время остававшийся административным центром этих земель вплоть до 1795г. И лишь со строительством старого сибирского тракта в 1735г, который прошел значительно южнее, на первое место стал выходить Красноярский острог, заложенный в 1628 г. казаками отряда Андрея Дубенского. Сейчас Красноярск – это большой промышленный город-миллионник, и тем не менее, здесь также есть что посмотреть любителю старины. Значительно позже – в 1739г появился Минусинск (сначала село Миньюсинское), который также сохранил интересную застройку XIX-нач.ХХвв, но главным сокровищем которого является великолепный и старейший в этих краях музей, основанный еще в 1877г. ученым и провизором Н.М.Мартьяновым. Старый сибирский город Ачинск, также сохранивший исторический центр, я досматривала уже самостоятельно, поскольку возвращалась в Москву более чем на сутки позже, чем вся наша группа.


Чтобы попасть в Туву из Красноярского края, нужно перевалить через Саянский хребет, с Буйбинского перевала открывается вот такой вид на склаьный массив Ергаки.


Историко-этнографический музей под открытым небом "Шушенское" позволяет нам представить, как выглядело большое южносибирское село кон.XIXв.


Одно из красивейших зданий Минусинска - дом Вильнера (1909-1912гг) находится в состоянии вялотекущей реставрации.


Енисейск - перевая столица Енисейской губернии. Типичная городская усадьба XIXв.


Без сибирского барокко тоже не обошлось - Успенская церковь в Енисейске (1793-1843гг).


Такой вид на символ Красноярска - Пятницкую часовню (1856г) на Караульной горе - открывается от музея-усадьбы В.Сурикова.


Дом Цукермана (кон.XIX-нач.ХХвв, арх. В.А.Соколовский) - сейчас литературный музей им. В.П. Астафьева - одно из самых удивительных зданий Красноярска.


Такие наличники с кулисками и кисточками типичны для русских городов юга Красноярского края. Хотя это еще Хакасия и вполне себе уникальный для нее памятник - усадьба золотопромышленника Иваницкого (кон.XIX- нач.ХХв).


А вот того же типа наличник - но уже вполне рядовой для исторического центра Ачинска.


И снова Ачинск - образец прекрасной деревянной резьбы.


В Енисейской экспедиции, конечно, не обойтись без самого Енисея. Правда, саму реку я почему-то фотографировала до обидного мало. Это Енисей в Туве, уже после слияния рек Бий-Хем и Ка-Хем в одно русло.

Что привезти. Главное, что можно привезти из поездки - это, конечно, впечатления. Нематериальным культурным наследием тувинцев и хакасов, безусловно, является горловое пение, особенно развитое в Туве (например, всемирно известна тувинская группа Хуун-Хуур-Ту). Нам также удалось послушать несколько композиций в исполнении народного артиста Тувы Монгун-оол Ондара, которого можно послушать и в сети, например, по этой ссылке.

Кроме того, в Абакане, Кызыле и Красноярске нам попались неплохие книжные и сувенирные магазины. Выбор каталогов и путеводителей невелик, но это беда отнюдь не только Хакасии, в гораздо более близких к столицам регионах ситуация с подобной литератйрой обстоит иногда и похуже.

Если говорить о более приземленных вещах, то очень хотелось привезти из Сибири кедровых орешков, тем более, что сейчас как раз собирают новый урожай. Но не тут-то было: в Хакасии и Красноярском крае продаются, в основном, нечищенные орешки, которые местные жители покупают стаканами (как мы семечки) и щелкают. Чищенные же стоят даже дороже, чем в Москве! Я попыталась по примеру щелкать кедровые орехи, но мне это искусство не покорилось: ядро во рту раскалывалось, смешивалось со скорлупой - в общем, сплошные неудобства, удовольствия никакого. Потому от покупки орешков в качестве подарков пришлось отказаться.
Зато неожиданно приятным оказался хакасский травяной чай сагаан-дайля, основным компонентом которого, как мне показалось, является чабрец (а вот и нет, в комментах меня поправили, что это никакая не смесь, а такая уникальная хакасская трава). В Хакасии также делают довольно вкусные шоколадные конфеты с талганом - толченым зерном и орешками. Ну и традиционный сибирский сувенир - жевательную смолу лиственницы - здесь также продают повсеместно.


Мастер горлового пения народный артист Тувы Монгун-оол Ондар, которого нам посчастливилось услышать.


На самом деле, разной краеведческой литературы я из Южной Сибири привезла не так уж и мало - помнится, в Архангельской области с этим было даже похуже.


Ну а это всякие прочие сувениры, большинство из которых куплены по пути и по случаю - специально мы их не искали.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments