Учазднег Событий XIII (uchazdneg) wrote,
Учазднег Событий XIII
uchazdneg

Categories:

Онега-регтайм, часть 7. Подпорожское Кольцо.

Подпорожский район Ленобласти исключительно богат на памятники деревянной архитектуры, включая абсолютно выдающиеся даже по самым высоким мировым меркам. Одних только сохранившихся деревянных церквей и часовен насчитывается не менее двух десятков (не считая современных). Но большая часть из них расположена разрозненными группами (кластерами) в разных концах района, что делает их последовательный осмотр занятием логистически непростым и неоптимальным с точки зрения маршрутной стратегии. Как следствие Посвирье остается одним из самых "недопосещаемых" регионов среди поклонников познавательного туризма. Впрочем, наличие собственного транспорта (автомобиля, мотоцикла или велосипеда) сильно упрощает задачу, а отдельные кластеры просто идеально вписываются в несложный короткий поход или поездку.

Подпорожское Кольцо (другие варианты - Серебряное Кольцо, Посвирское Кольцо, Свирское Ожерелье и т.п.) - это неофициальное название созвездия исторических деревянных церквей и часовен, компактно расположенных на правобережьи р.Свирь напротив райцентра Подпорожье. Связывающая большинство памятников кольцевая автодорога (частично асфальтированная, общей протяженностью ок.70 км); близость крупной железнодорожной станции Свирь (на которой делают получасовую остановку абсолютно все следующие по Мурманке поезда); наличие на отдельных участках пригородного автобусного и железнодорожного сообщений - все это делает Кольцо культовым маршрутом для неэкстремальных авто, мото- и велопутешественников, пеших и лыжных туристов. А протекающая по его краю популярная сплавная речка Важинка добавляет сюда еще и туристов-водников, неравнодушных к историческому наследию.

Внимание планирующим поход или поездку по Кольцу! Картинка давно и прочно прописалась в Сети, но сильно неточная - и в части дорог, и в части памятников. Пожалуйста, не принимайте ее всерьез. При подготовке маршрута читайте актуальные описания (включая это, но не ограничиваясь им), рассматривайте космоснимки и топокарты, желательно различных изданий и масштабов - помня о том, что и в современных картах и атласах практически всегда содержатся неточности. Отдельно вредным считаю километровый атлас "Восток Ленинградской области" издания 444-й картографической фабрики (г.Санкт-Петербург) - он повторяет практически все ляпы, имеющиеся на картинке, добавляя к ним свои собственные. И еще: на сегодняшний день лучшее качество космоснимков по этому району дает сервис Яндекс.Карты. У сервисов Космоснимки.ру и Google maps снимки примерно одного качества - но хуже, чем у Яндекса. Впрочем, со временем все может поменяться (Upd.: ну вот, собсно).

***
Обычно к сохранившимся памятникам Кольца относят четыре объекта: Воскресенскую церковь в Курпово, ансамбль Согинского погоста, не обозначенную на схеме Петропавловскую часовню в Заозерье и Афанасьевскую церковь в с.Посад (здесь и далее выделены сохранившиеся или вновь построенные объекты). В последнее время к ним добавляют еще расположенную чуть в глубине Кольца Елисеевскую церковь в бывшем селе Яковлевское. От главной дороги в ее сторону отходит трехкилометровое асфальтированное ответвление к садовым участкам, туда же ходит автобус из Подпорожья. Еще к церкви есть тропинка от железной дороги (отходит примерно в двух километрах восточнее станции Чёлма, на вид хоженая - но когда мы шли по ней на следующий день после урагана, была в нескольких местах завалена огромными стволами осин). Лично мне откровенно гибнущая Елисеевская церковь представляется едва ли не главной (после Никольской церкви Согинского погоста) изюминкой всего Кольца. Оригинальная, выстроенная в псевдорусском стиле с элементами дачного модерна, она редко посещается туристами, не числится памятником и не стоит на охране. У специалистов к ней отношение немного ироничное с оттенком снисходительности, автомобилисты ее тоже не особо жалуют по причине аж 500-метрового(!) расстояния до отсыпной дороги зимой и аж 1800-метрового - летом (чтобы получить расстояние до шелкового всепогодного асфальта, к этим значениям надо прибавить еще по 200 метров). Особенно любят кошмарить себе подобных джыпперы, привыкшие въезжать бампером в алтарь, размесив предварительно всю округу в радиусе полукилометра. Джыпперы такие джыпперы... Финишный 300-метровый участок (из которых сложность - но не для пешехода - представляют первые метров двадцать) предстает в их отчетах "жуткой километровой болотиной", а предшествующая ему комфортная полуторакилометровая пешая тропа - Героическим Четырехкилометровым Преодолением. Ну, может оно и к лучшему.

Елисеевская церковь (1899 г.) в Яковлевском (Сидозеро)


Почти в самом центре Кольца сохранились остатки Никольской церкви (1903) в покинутой деревне Ефремовская (см. крест на схеме). Попасть к ней можно по тропинке со станции Чёлма (идти примерно 1,5 км). Церковь скрыта в кладбищенских кустах, на взгорке меж двух сохранившихся изб (ближняя к станции выглядит изредка посещаемой). Разрушена, объемы читаются с трудом, представляет интерес только для любителей деревянных развалин. Место в двух километрах к северу от Ефремовской (на берегу Галдозера) на некоторых картах обозначено как "Монастырь"1) или "Ефремовская (монастырь)". По немногочисленным свидетельствам бывавших, никакого монастыря там нет, даже развалин. Есть только необитаемые зимой современные постройки. Ничего не сказали о монастыре и обитатели станции Чёлма - помимо того, что в наши дни его регулярно ищут какие-то туристы. Мы не стали им уподобляться - тем более что времени на поиски, даже просто дойти до Галдозера и обратно - все равно не было.

Остатки деревни Ефремовская


В деревне Волнаволок на схеме указан еще один значок-крест. Увы, он уже устарел. На месте сгоревших в 2004 году исторических Покровской и Власьевской церквей Волнаволоцкого погоста (неподалеку была еще и третья церковь, Духовская - ко времени пожара уже не сохранившаяся) в 2007-м поставлена деревянная Покровская часовня. Большого интереса она не представляет - но, сколь ни странным это выглядит - именно эта новодельная постройка послужила толчком к моему нынешнему увлечению - системному фотографированию церквей. Почему так произошло - расскажу как-нибудь отдельно. Хотя ответ, в общем, на поверхности.

Часовня в Волнаволоке


Казанская часовня в пос.Никольский (клетская деревянная, год постройки не знаю, находится в двух километрах от Кольца, есть на схеме) сохранилась и действует, приписана к храму в Курпово. Клинчатая кровля, крытое на два ската крыльцо с южной стороны и небольшая декоративная маковка. Часовня обшита (обшивка перекошена), покрашена (краска облуплена), крыта шифером (потрескался), покосилась и прогнулась. Не уверен, что она вообще историческая, возможно, просто приспособлена из какой-нибудь постройки прошлого века. Большого интереса не представляет(?). Строится кирпичный Благовещенский храм в г.Подпорожье, взамен сгоревшей в 2006 г. одноименной церкви (находилась в приспособленном помещении). Стоит над высоким берегом Свири, видно его издалека - но вблизи пока что неинтересный. На схеме он, разумеется, не обозначен. Никольская часовня в Подпорожье (ул.Исакова, д.24), судя по всему, построена тоже недавно. Ее даже не искал.

***
Взглянем еще раз на схему Кольца (верхняя картинка). Петропавловская часовня в Заозерье, повторюсь, на ней почему-то не указана - хотя это весьма заметный и ценный памятник. Зато есть несколько "лишних" значков церквей и часовен (не считая крестика в Ефремовской, где церковь можно считать хоть как-то, но сохранившейся). Про волнаволоцкие потери и замены уже сказано выше (и будет подробнее ниже). А вот Пёлдожах (еще один крест на схеме), если судить по источникам - церкви никогда не было, нет и сейчас. Возможно и была когда-нибудь часовня (как и почти в каждой посвирской деревне), но ее следы не сохранились. На схеме значок часовни указан, помимо п.Никольский (см.выше), еще и в Хевроньино - это тоже ошибка, на местности никакой часовни нет (во всяком случае, я не заметил). Когда-то здесь действительно стояли аж две церкви. Каменная, с шатровой колокольней, Предтеченская (1868) была взорвана в 60-х годах. Деревянная клетская Христорождественская (1764) была разобрана перед войной, а ее место попало в зону затопления Верхнесвирского гидроузла. Обе хевроньинских церкви можно видеть на цветной фотографии 1909 года, сделанной Прокудиным-Горским во время его поездки по Мариинской водной системе. Вот страничка про Хевроньино на сайте Сергея Прохорова, посвященном творчеству Прокудина-Горского.

Если говорить о других значимых потерях Кольца и ближайших окрестностей, необходимо вспомнить деревянную церковь Зосимы и Савватия в Усланке (1885, сгорела в 50-х, сохранились остатки фундамента); Богоявленскую церковь 1892 г. в c.Усть-Боярское (ныне это часть пос.Важины) - разобрана в 1932 г.; две церкви в бывшем с.Подпорожье (Дмитриевская 1836 г. и Тихвинская 1894-95 гг.), находились в устье р.Святухи (новая Благовещенская церковь г.Подпорожье строится совсем в другом месте) и разрушены предположительно в связи со строительством Верхнесвирского гидроузла; деревянную Никольскую часовню в исчезнувшей д.Кукеряги (к западу от Хевроньино); деревянную Успенскую церковь (1870, возможно перестроена из церкви 1594 года) бывшей Яблонской пустыни на затопленном ныне одноименном острове посреди Свири; каменную часовню в Мятусово, построенную в честь посещения села императором Александром II; шатровую деревянную Преображенскую церковь 1696 г. в Пидьме (разрушена в войну). По счастью, все вышеперечисленные памятники дошли до наших дней на уникальных фотографиях С.М.Прокудина-Горского, отснятых в той же поездке 1909 года. Выборку его снимков, сделанных в границах современного Подпорожского района - можно посмотреть здесь.

Каменная Преображенская церковь с.Пидьма (1830 года постройки, на снимке Прокудина-Горского она рядом с одноименной деревянной, ныне утраченной) сохранилась до наших дней. Пережила пожар 2003 года, в настоящее время полностью восстановлена. Пятиглавием и деталями фасадов напоминает Смоленский собор г.Олонца (см. картинки в предыдущем посте). Была в Пидьме и еще одна каменная церковь - Никольская (1844 г.), разобранная после войны. В Мятусово, помимо запечатленной Прокудиным-Горским каменной часовни, с 1867 года стояла Александро-Невская церковь (трехпрестольная, деревянная, разобрана в конце 40-х, а место впоследствии частично затоплено). Две церкви бывшего Пидьмозерского погоста - Покровская (1755, сгорела в начале 60-х) и Богоявленская (1860-66, разобрана в 60-70-х) находились на берегу Пидьмозера в покинутом ныне с.Шангостров. В Усть-Боярской (ныне п.Важины) помимо утраченной Богоявленской также была еще одна церковь - Петропавловская, тоже деревянная, 1877 года постройки. Она (вроде бы) сохранилась; как выглядит, где точно находится и в каком состоянии пребывает - не знаю. Возможно, это она:

(фото из книги Н.И.Березина "Пешком по карельским водопадам", 1903 г.)***

Для тех, кто искал и не нашел на схеме ни Пидьмы, ни Красной Армии Усланки - поясню: Пидьма - за правой кромкой, на берегу Свири ниже Мятусово, туда есть хороший грейдер от Пёлдожей (12 км). Усланка -на берегу Свири, за левой кромкой, в 6 км по асфальту от Курпово. Остальные локации есть на схеме или ясны по тексту.

А теперь - дискотека обещанные картинки, с краткими пояснениями.

***
КУРПОВО (Важины, Мигуновская)



Объект расположен в юго-западной части Кольца на правом берегу р.Важинка, вблизи устья. Историческое название места - Важинско-Курповский (или просто Важинский) погост. Известен по летописям с 13 века. Сохранились фрагменты поздней кирпичной ограды с калиткой и ее северные ворота. Внутри ограды - кладбище со старинными чугунными крестами, открытое в сторону Важинки. Главная фишка Воскресенской церкви, построенной в 1630 году и капитально перестроенной в 19 веке - десятерик основного объема. Увы, лишившись в 1827-31 гг. своего шатрового завершения и западной галереи, он был увенчан каскадным округлым куполом в духе архитектурных вкусов той эпохи. Тогда же, видимо, появилось близкое к нынешнему навершие прямоугольного алтарного прируба. Каким оно было до переделки - остается гадать. Возможно, тут была бочка с лемеховой главкой, а возможно - их комбинация с шатром, как на Жеребцовой Горе (тоже, кстати, Подпорожье - но другое, с ударением на первый слог). Неподалеку располагалась семиглавая Богоявленская церковь (не сохранилась). Мощная восьмигранная колокольня нынешней Воскресенской церкви в то время стояла отдельно - формируя, таким образом, классический северный тройник. В основании колокольни - невысокие крытые изначально на два ската треугольные приширения, позволяющие формально отнести ее к типу "восьмерик на четверике", хотя эти части и несоразмерны. Над повалом восьмерика расположен открытый ярус звона, на колоннаду которого опирается, в свою очередь, ярусное купольное завершение со шпилем (также позднее, сменившее первоначальный шатер). В 1874 г. колокольня была соединена с десятериком папертью с северным входом и теплой трапезной с двумя увенчанными престольными главками приделами (Ильинским и Никольским) - образовав, таким образом, нынешнюю единую "корабельную" конструкцию. Тогда же вся постройка была обшита тесом и покрашена (что, на мой взгляд, только усугубило ее и без того оплывший и погрузневший облик).

К несуразностям внешнего вида, помимо вымученной формы алтарного свода, можно отнести промежуточные восьмерички, поддерживающие маленькие верхние купола венчания десятерика. Особенно нижний восьмеричок - несущий восьмискатный купол и опирающийся на десятискатный - доставляет глазу исподволь ощущаемый дискомфорт.

Нынешний вид южного сочленения паперти и колокольни


Ограда


Ворота


Этот вид с другого берега Важинки есть обычно у всех тут побывавших:-) Хорошо видно, что разнородные части Воскресенской церкви - восьмигранная колокольня и десятерик основного объема - наклонены в противоположные стороны относительно общей осевой плоскости. Это подчеркивет искусственность сооружения, с трудом сохранившего элементы традиционной северной архитектуры - но так и не усвоившего до конца классицистических форм начала 19 века. При всей монументальности и несомненной исторической ценности памятника я склонен считать его, увы, наименее интересным из числа четырех основных объектов Кольца.


А в дюжине километров к северу (или в пятнадцати, если мерить по Кольцу), на живописном берегу Важинки, находится наоборот, самый-самый (по моему, опять же, субъективному мнению) объект на Кольце -

СОГИНСКИЙ ПОГОСТ (Согинцы, Согиницы, Согинецкий погост)



Ансамбль включает в себя две постройки: шатровую Никольскую церковь (1696 г., памятник архитектуры федерального значения) и Ильинскую церковь 1864 года


Никольская


Детали




Ильинская (фрагмент южного фасада)

(К стене трапезной прислонен недостающий крест Никольской церкви - жертва некачественной, с нарушением технологии, реставрации лемехового покрытия ее главы)

Ансамбль Согинского погоста




Можно я ничего не буду говорить? Ни про стильный "шестерик на четверике" колокольни, ни об изумительных пропорциях поставленных один на другой восьмериков, ни о потрясающей вписанности в ландшафт, ни о новаторском для своего времени композиционном решении объемов, ни об исправно прослуживших несколько столетий деревянных водометах, ни об удивительной гармоничности всего ансамбля... Все это можно прочесть в умных книжках, можно в конце концов разглядеть на картинках - но ничто не даст так почувствовать ставшую в последнее время хрупкой связь эпох, ощутить вечно блуждающий эгрегор своего народа и оценить его поруганное величие - как личное присутствие, личное прикосновение. Увидевший вживую ансамбль Согинского погоста не сможет остаться равнодушным. Это одно из любимейших моих мест, куда хочется вернуться не один раз. И пусть "у кольца нет конца" - Подпорожское Кольцо для меня будет начинаться и заканчиваться именно здесь.

река Важинка в Согиницах


Помедитировав у впадения Каскоручья в подпруженную перекатом Важинку, и не забыв на прощание щелкнуть изумительно покосившийся старинный дом у восточного края погоста, движемся дальше - в

ЗАОЗЕРЬЕ (Вачозеро)



Здесь, возле небольшого кладбища на высоком берегу Вачозера, находится часовня в честь Св.апп. Петра и Павла (обычно датируется 19-м веком, но в Сети есть версии про 18-й и даже про 17-й: например, на сайте Подпорожского краеведческого музея указано - "построена в 1680-х").


Красивое место, симпатичная и очень уютная часовня. Двускатная кровля с охлупнем, в сочетании с шатровой звонницей и маленькой луковичной главкой на тонком барабане, крытое крыльцо с северным скатом и высокий подклет - делают ее удивительно гармоничной. Немногие отказывают себе в удовольствии подняться на колокольню и полюбоваться окрестным пейзажем - одним из лучших на всем Кольце.


Панорама Вачозера


ПОСАД (Розмега)



Деревянная Афанасьевская церковь начала 19 века стоит на кладбище, к югу от с.Посад, прямо возле дороги. В Сети встречаются и другие ее датировки - конец 17 века (так на сайте Лодейнопольского благочиния), конец 18-го, середина 18-го и даже начало 17-го (правда, эту недавно поправили). Посвящение и статус тоже разнятся - Афанасьевская часовня, часовня Флора (Фрола) и Лавра, последнее название довольно часто употребимое. Весьма странный разброс... Хотя всякое бывает, возможны и перестройки, и переосвящение с повышением статуса, одновременно или по отдельности. Свежая табличка на западном фасаде снимает разночтения в современной атрибуции:


Алтарный прируб (если это, конечно, он) вроде как тоже не дает усомниться в статусе:


Накануне ночью над Кольцом прошел ураган, несколькими узкими полосами, по фронту не более километра. Восточным краем он зацепил Посад, повалив деревья вдоль дороги и непосредственно на кладбище. Смерч шел с юго-запада, со стороны Подпорожья - и это спасло церковь.

Западный фасад (со стороны дороги)

(правое фото - 2007г.)

Надо сказать, деревья вокруг Афанасьевской церкви были вечной проблемой для фотографа. Они закрывали все ракурсы, снять фасады целиком можно было только сквозь ветки, а приблизившись вплотную в кадр удавалось поместить только детали. Но совсем недавно (судя по фотографиям в Сети - в этом году), вековые ели на южной стороне кладбища спилили - а заодно и кусты. Не знаю, зачем это сделали - вряд ли специально для туристов, чтобы открыть обзор. Скорее, почувствовали угрозу церквушке от нависших над ней дряхлеющих стволов - и как в воду глядели. Проблемные деревья оставили лишь с северной стороны и ближе к дороге - во время смерча все они, по счастью, упали мимо церкви. Основные разрушения пришлись на северную часть кладбища, где придавило ограды (включая старинную церковную) и повалило несколько надгробий.

Помимо кладбища у Афанасьевской церкви и лесной тропы от железнодорожного полотна до Сидозера, вековыми осинами и елями завалило субширотный фрагмент Кольца к востоку от Токарей (это из того, что мы видели). Все поломанные и выдранные с корнем деревья падали одинаково, макушкой на север-северо-восток, по направлению ветра. Нам повезло - на подъезде к Посаду (в "мирное" время дорога на этом участке - ровный широкий грейдер, на котором свободно разъезжаются лесовозы и трелевочники) рабочие с бензопилами суетливо дочищали от бурелома узкую полосу вдоль северной обочины, и проблем с проездом у нашей легковушки не возникло.

Общий вид с юга


Детали


ВОЛНАВОЛОК (Волостной Наволок)

Вот (в черных рамочках, ага) изображения Покровской и Власьевской церквей незадолго до пожара 2004 года - все, какие мне удалось на сегодня обнаружить. (Поскольку фотографии эксклюзивные, у каждой в Сети есть по несколько клонов - и авторство конкретных снимков, т.е. первоисточник, установить затруднительно. Очень надеюсь, что авторы проявят себя, тогда я смогу проставить заслуженные копирайты).

Власьевская церковь 1844 года постройки, четверик с прирубами и купольным завершением над четырехскатной кровлей. Строилась "под камень", в тогдашних традициях, с деревянными дорическими колоннами (впоследствии утрачены). Покровская церковь (1782) - клетская, двускатная, с двускатными же прирубами, шпилем и колокольней. Колокольня - восьмерик на четверике, шатер и ярус звона также утрачены (даже не соображу, какие в этих случаях плюсквамперфекты употреблять - когда обе церкви сгорели дотла, куда уж теперь по волосам-то...).











Вот эти картинки (третью и четвертую - до других тогда не добрался) я и разглядывал, готовясь к своему первому велопоходу в те края. Волнаволоцкие церкви по маршруту были первыми, снимать их особого смысла я не видел - разве что на фоне озера, как часть пейзажа... Ну, в самом деле, ну что тут снимать? Завершения разрушены, декор если и был - утрачен. Облупились, облезли - и то не до сруба даже, никакой романтики... Вот дальше пойдут объекты по нарастающей: Посад, Заозерье, Согиницы - снимай не хочу! Так я думал, въезжая в Волнаволок, примерно.

А увидел вот что:



(съемка 2007 г.)

Поглядев (на фоне записных подпорожских памятников-жемчужин: Щелеек, Гиморецкого, Юксовского, Согинского погостов и др.) на утраченные церкви скромного погоста Волнаволоцкого - иной и сейчас скажет: невелика потеря. Простоваты, неинтересны, потрепаны - не тот уровень, в общем. Сейчас я знаю: так может рассуждать только тот, кто не был в Волнаволоке до 2004-го или не видел всех фотографий. Такой гармоничности ансамбля, такой цельности, такой левитановской вписанности в ландшафт - мало где сыскать. Да и сами церкви вполне себе интересны. Полвека всего разницы - а какие разноплановые! И колокольня до чего хорошо дополняет и оттеняет остальные объемы, и в то же время независима от них - ведь это, по сути, полноценный тройник. Несколько "септаккордный", блюзовый такой.

Для меня увиденное в июне 2007-го было - нет, не скажу шоком. Что церкви разрушаются, горят, что чуть не ежегодно от первоклассных ансамблей остаются пепелища и руины - я к тому времени хорошо знал. Тяга к путешествиям у меня с детства. Когда к 14 годам у меня появился мопед "Рига-1" (гораздо раньше, чем фотоаппарат) - первое, что я сделал - объехал на нем все уголки тогдашнего Загорского района, а заодно соседних Переславского, Ростовского, Калязинского. Потом (уже без мопеда) - все Золотое Кольцо, Подмосковье, там Псков, Новгород. Много путешествовал в Тверской, в Калужской - это уже начав летать с геологами по всей стране - и везде меня, помимо природных красот - манили и осеняли эти руины и кресты, приучая думать и любить, молчать и думать. Для раздумий не нужен фотоаппарат... После Волнаволока (а точнее - после того, как разыскал остальные его фото) я стал снимать церкви. Все подряд, какие увижу - и как умею.

(Ну вот и рассказал, не удержался:)). Через полгода сокурсник - краевед-любитель, турист-геолог и тоже заядлый путешественник - пригласил меня на Соборы, где сам произрастал чуть не со старта. С тех пор там и живу, и велосипед мне друг и помощник. И мыльница верная всегда при мне. (гладит)

Покровская часовня (2007 г.)

Нет, ну и что ж что новодел - хороша ведь? И крыльцо, и силуэт, и повалы, резные витые столбы, тес с лемехом - всё по делу, всё с душой. Ну может где-то с декором переборщили, где-то абрис недотянули - но где ж их взять-то на всех сразу, Барм с Постниками новоявленных - когда все народные соки и умения красной засухой повысушило до седьмого колена...

А ведь какие соки были, и всего-то столетие назад!

ЯКОВЛЕВСКОЕ (Сидозеро, Вавшуковская)

Церковь Св.Пророка Елисея построена в 1899 году. Техническую информацию о ней (как добраться и выбраться, описание местности, состояние объекта и попытки угадать стиль) смотрите в начала поста. Все остальное - на картинках:





























(Извините, много похожих получилось. Эмоции...). Как бы к этому объекту ни относиться - считаю, что без его посещения поход по Подпорожскому Кольцу нельзя считать состоявшимся.

А вот без следующего объекта, если вы не гурман безлюдных ландшафтов и полусгнивших развалин - обойтись вполне можно. (А особо усердствующим над природой джыпперам - пожалуй, даже строго необходимо. Хотя я их, честно говоря, и к Сидозеру бы не пускал - если разучились пешком ходить).

ЕФРЕМОВСКАЯ (Пагачинцы, Пагаченицы)

Про эту церковь уже, в общем, тоже всё сказано (см. начало поста). Но, поскольку путешественники сюда забредают редко, не грех и повторить: Никольская, 1903 года, постепенно рухнула (по другим данным - выгорела) в 70-х - начале 80-х и с тех пор догнивает, представляя собой довольно бесформенное нагромождение. Уцелевшие остатки сруба высотой в 1,5-2,5 метра завалены друг на друга, остальные гниют внутри или навалены сверху. Сохранилась дверь вместе с проемом и частью стены, некоторые фрагменты можно интерпретировать как остатки колокольни, внутренние стены трапезной и сочленение алтарного прируба, большинство их стыков рублено "в лапу". Остальные фрагменты разобраны на отдельные венцы и бревна, многие частично или полностью сгнили. И развалины, и расположенное рядом кладбище буйно заросли деревьями и подлеском. В целом место непосредственно у развалин довольно угрюмое, чего не кажешь об окрестностях - виды с холмов открываются выдающиеся! Чтобы добавить еще толику уважения к объекту - стоит отметить, что рухнувшая церковь 1903 года постройки тут не первая. Ее обветшавшая, несмотря на перестройку 1862 года, предшественница - простояла на этом месте аж с 1628 года.



Для тех, кто сюда пойдет: не пытайтесь искать к северу от железнодорожной насыпи продолжение тропы из Сидозера в сторону Ефремовской! Если она и была - то давно и прочно заросла и заболотилась. Для попадания к церкви нужно пройти два километра по насыпи в сторону Чёлмы (в основном прямо по балласту, плохонькая тропка с северной стороны появляется только на подходе к станции), и свернуть на тропинку ближе к западному краю ж/д платформы. Нужная тропа читается лучше остальных и отходит строго перпендикулярно полотну в сторону леса. В лесу использует просеку бывшей дороги, временами оставляя ее слева и огибая топкие места, идется вполне комфортно. На финише довольно длинный подъем с редколесьем выводит к открытому месту, откуда уже видны дома бывшей деревни.
_____
1) Деревня Монастырь (тогдашнего) Важинского с/с снята с учета решением Леноблсовета 1971 г. "за фактическим выбытием всего населения". Это единственное встретившееся мне упоминание данного н.п. в официальных документах. В "Списке населенных мест Олонецкой губернии" (1905 г.), епархиальных и губернских ведомостях, "Памятной книжке Олонецкой губернии на 1904 год" и др. источниках ни на территории 3-го благочиннического округа, ни в составе Важинской и Мятусовской волостей Олонецкого уезда никакого "монастыря" не зафиксировано; приходских храмов (помимо пагачинской Никольской церкви) в районе Галдозера также не было. На том и дикси.

***
Ну вот и всё о Нем (см.subj.). Надо же, писал дыбр - а получилась почти сводка. Надо будет ее куда-нибудь тиснуть забаксы Пользуйтесь на здоровье. Что-то не слишком существенное (и при желании доступное в Сети: годы закрытия, отдельных перестроек и т.п. сохранившихся и утраченных церквей, описания населенных пунктов, дорог и пр.) я опустил; если нужно - могу добавить. Если вам встретились какие-то важные ошибки, недосказанности, неточности - не держите в себе, сообщайте. А оценить, сколько еще сюрпризов таит Кольцо и его окрестности - поможет, например, эта карта: 1,56Mb. (Там неочевидная легенда, я не во всем разобрался: какие-то значки для церквей, другие - для часовен. Отдельно каменные, деревянные, действующие. Что-то очевидно напутано, кое-что пропущено. И нужно помнить, что существенная часть местности сегодня скрыта подпруженной Свирью, включая акваторию Ивинского разлива).

(To be continued: в следующих частях - Мегрега, Старая Слобода, Юксовичи, Щелейки, Гимрека, Палтога, далее до Б.Шалги со всеми ост. кр. г.Каргополя и еще парочки мест по дороге, которые просто ниасилил)
Tags: otметки, Онега-регтайм-2010
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 43 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →